Печать

К весне 1558 года Орден собрал требуемые 60 тысяч талеров и готов был выплатить их московитам, но тут произошла роковая случайность, приведшая к долгой, 25-летней войне, в результате которой, Россия почти потеряла выход на Балтику, за исключением небольшой территории в районе устья Невы; а Ливонский Орден как государственное образование, прекратил свое существование навсегда. Видимо бог покарал Ливонию: братья-рыцари уже давно не соблюдали донные господу обеты, вера иссякла, мечи заржавели и славны они были уже лишь только тем, что считались лучшими пьяницами Европы...

 

Шли дни поста перед праздником Пасхи. Благочестивый народ Ивангород-ский, празднично одетый, толпился внутри и около храмов. А в это время соседи, как писал князь Курбовский "... их милости немцы великомощные и гордые, сами себе новое изобредшие, нарекшиеся евангелики (евангелисты, лютеране), в начале еще дня того, ужравшиеся и упившиеся, стреляти на место русское начали и побиша люда немало христианского с женами и детками и пролиша кровь христианскую в такие великие и святые дни.

 

А на Иванегороде воевода, не смеючи без царева приказа перемирие нарушити, дал скоро до Москвы знати.Поездка гонца в Москву, решение царя и дорога гонца обратно, заняли всего 9 дней".
   И случилось так, что гонец ивангородского воеводы Ивана Шарапова прибыл в Москву одновременно с делегацией Ордена.

 

Узнав о произошедшем в Ивангороде, царь ответил послам ливонским: "Вероломство ваше будет наказано - возвратитесь, отнесите к вашему магистру посланное от него ко мне злато; я вскоре с огнем и мечом буду к вам...". А гонцу дал наказ - открыть огонь по Нарве "из всего наряду". Вот к чему может привести пьяная выходка артеллириста.

 

Обстрел из Ивангородской крепости по городу, по Нарвскому замку был мощный и методичный: ежедневно до 300 ядер пролетало над рекой к Нарве: чугунных и каменных, небольших и шестипудовых (~100 кг).

 

И вскоре в Нарве произошло вот что: "Варил чудин пиво, да образ Чудотворца Николы, тот чудин котел подкинул, и оттого пламень шибся и весь город выгорел, а образ соблюдеся цел. Андрей Басманов со товарищи, взяв город, немцев и чудь отпустиша, нашли образ Одигитрии Пятницы и николин образ целыми" - так повествует легенда. По документальным же источникам, складывается такая картина: 11 мая 1558 года, в воскресенье, в доме нарвского цирюльника Кордта Улькена (севернее собора на ул.Вышгородской(Суур)), действительно варившего пиво, возник пожар, вероятно в резудьтате поврежденного в результате обстрела дымохода. Огонь перекинулся на находившееся рядом здание приюта, а затем и на весь город.

 

Пожар оказался настолько сильным, что тушить его и не пытались. Жители укрывались от пламени в Нарвском замке и рвах, окружавших город. Русские, с самой высокой башни своей крепости, носившей выразительное название "Государево око" (второе, более позднее название "Пороховая") внимательно следили за развитием событий в Нарве. В три часа дня воеводы Александр Данилович Басманов и Петр Петрович Сабелинский, военноначальники Данило Адашев и Иван Бутурлин, видя в Нарве не прекращающуюся панику, решили брать город штурмом. Моста тогда между городами еще не было и войска переправлялись "... кто на лодках, кто на досках, кто на воротах от домов".

 

Почти без сопротивления, через Русские и Колыванские ворота ивангородское войско ворвалось в горящую Нарву. Развернут брошенные на городских укреплениях пушки на замок, и открыв по нему огонь, русские вынудили его защитников, обороняющихся под командованием фогта Эрнста фон Шнелленберга и бургомистра Крумгаузена, через два часа сдаться. Находившиеся же за "тремя горами" (Синемяэ) феллинский окружной начальник Г.Кетлер и ревельский Ф.Загефахен, с 800 солдат, на помощь городу не подошли. (По другой версии этот отряд состоял из 4000 человек и он был в замке во время штурма, но сдался. Причем, при капитуляции ревельцы и феллинцы были отпущены, а "местные" удержаны русскими. Почти аналогичная история произошла при штурме Ивангорода шведами в 1496 году). 

 

Капитулировавшему гарнизону было разрешено покинуть Нарву. Так русские захватили одну из мощнейших крепостей Ордена и 230 орудий.

 

Весть о взятии Нарвы, притом почти без потерь, вызвала бурю радости в Москве. Для верующих людей той поры являлось несомненным, что здесь не обошлось без божьего промысла. И здесь легенда о "святых" иконах получает неожиданное развитие. Было ли чудо, не было ли - остается только гадать, а современники этих событий записали по этому поводу в новгородской летописи следующее:

 

"Царь и великий князь велел послать архиепископу Пимену из Новгорода, юрьевского архимандрита Варфоломея, да протопопа с дьяконом, а изо Пскова послать Печерского игумена Корнелия, да Святой Троицы протопопа Иллариона с протодиаконом Иваном в Ругодив; ... и по его государеву указу около града Ивангорода и Ругодива со кресты ходили и молебны пели и церкви свящали и затем образы до Новгорода последовали..."

В лето 7066 (1558г.) 23 ибля, в субботу, иконы привезли в Новгород, но их оказалось уже не две: "... привез из Ругодива, города немецкого, архимандрит Юрьева монастыря иконы: Пречистыя образ Одигитрии Пятницы на золоте, да Николин образ. Власей святый, святый Козьма и Димиан, скорописанные на краске, и встречал их архиепископ со всем собором, со множеством народа и внесоша иконы в церковь Святую Софию и положены быша на налой. Да того же месяца июля 26, вторник, поехал архимандрит юрьевский к Москве, повез иконы те, кои привезли с Ругодива, да игумен Благовещенского монастыря Трифон". Большая честь была оказана нарвским святым реликвиям в Новгороде, еще большая в Москве.

 

"... а на Москве, царь и метрополит со всем святым собором и с боляры и всенародное множество, так же встречали у Пятницы Ржевской за городом". Иконы св. Власия и святых Козьмы и Димиана, больше в исторических документах не упоминаются, но другие две, на долгие годы становятся православными священными реликвиями Принаровья. Образ Божьей Матери Одигитрии до 1944 года находился в Успенском соборе Ивангородской крепости, а в городском Нарвском соборе хранилась, как писали очевидцы, "... икона Николая чудотворца древнего письма в сребропозлащенной ризе (окладе)". Судьба иконы Божьей Матери после 1944 года неизвестна (по слухам вывезена в США), а икона Николая чудотворца находитс в Нарвском Воскресенском соборе. Последнее сообщаем для людей порядочных, господ же мазуриков просят не беспокоиться: по заключению искуствоведов, нынешняя икона лишь копия, выполненая в конце XIX века.