Печать

Вполне вероятно, что судьба московского флибустьера складывалась бы и дальше удачно, может быть и он, как его коллега капитан Дрейк, был бы возведен в рыцарское достоинство, или стал бы богатейшим и уважаемым человеком, как джентельмен удачи, Генри Морган, но судьба распорядилась иначе: в 1570 году между враждующими сторонами было заключено перемирие и бравый адмирал остался временно неудел. Видимо не желая терять квалификацию, Роде берет на абордаж несколько торговых судов бывших союзников - датчан. На Гогланде, где нашел временное пристанище капер, власти его прежних "шалостей" не забыли и, арестовав его при удобном случае, передали атамана датчанам.

 

Поначалу Карстен Роде был заточен в королевском замке в Гале, затем в Копенгагене, и далее следы капитана теряются, но сохранились сведения о том, в 1576 году, Иван Грозный в ноте датскому королю, интересовался судьбой своего адмирал-атамана: "Лет пять или более, послали мы на море Карстена Роде на море с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали у Гданьска на море наших гостей. И тот же Роде на море тех разбойников громил. 22 корабля поймал, да и приехал в Борнгольму, и тут его схватили свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару 500 тысяч ефимков. И тот Роде, надеясь на наше с Фредериком соглашение, от свейских людей убежал в Копногос (Копенгаген). И Фредерик-король велел его,поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивились..." Итак, как показал опыт, полная опора на каперский флот оказалась ненадежной.

 

В 1574 году шведский флот показался на рейде у устья Наровы. В крепостницах изготовились к бою, но на этот раз Бог уберег русскую Нарву от штурма: на море разыгралась жесточайшая буря. Эскадру разметало, часть кораблей затонуло. Уцелевшие в море, выброшенные на берег, члены экипажей в большинстве своем погибли, в том числе и адмирал; оставшиеся попали в плен, а один из них, наиболее знатный, для острастки был повешен. Впрочем, случившееся не остановило шведов. 27 августа 1577 года шведам все же удалось сжечь крепостицы, где погибло 75 защитников. Путь к Нарве со стороны моря становился открытым, чем шведы незамедлили воспользоваться: 18 июля 1579 года адмирал Бент Севериксон с несколькими кораблями поднявшись с мор вверх по Нарове, захватил посады ивангородские, разграбил их и сжег. На рынках Стокгольма и Ревел он реализовал несколько сот бочек добычи. 27 сентября следует новый налет, на этот раз уже подкрепленный пехотой, осадной артиллерией. Слету взять Нарву не удалось, и Горн решил блокировать город. Осада оказалась неудачной: шведские войска стали голодать, ранние морозы и болезни косили людей. Подошедшие на помощь осажденным полки Т.Р.Трубецкого и татарская конница князя Хилкова не давали покоя шведам ни днем, ни ночью. Потеряв, по одним источникам 1,5 тысячи человек, по другим - до 4 тысяч, Горн решил ретироваться, но угроза внезапного нападения со стороны моря осталась. Для защиты Прибалтики флот России был необходим, и он появился в ... Вологде. "...Тысячи вологжан любовались большими кораблями, красовавшимися на реке против города. Изображения единорогов, драконов и львов, сверкая золотом и серебром, украшали эти, дотоле невиданные морские корабли. В 1581 году было построено 20 таких великолепных судов. В короткий срок Иван Грозный надеялся вдвое увеличить свой новый флот." Интересно, что на Балтике эта эскадра не появилась. Куда планировал послать корабли Грозный царь? На Балтику? На Белое море или Хвалынское? В "златокипящую" Сибирь или еще дальше, в Америку, где русские побывали еще в 1570 году? Ответа на этот вопрос до сих пор нет.

 

1581 год для России был вероятно одним из тяжелейших: в августе 50-тысячная польская армия осадила Псков, черемисы численностью до 25 тысяч воинов "пустошили" белевские, коломенские и алатырские земли, в июле того же года, шведский король приказал Генриху Горну и Понтусу Делягарди собрать все воинские силы и идти под Нарву.