Печать

21 сентября 2017 года в городской библиотеке прошел тематический вечер, посвященный 200-летию Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Очерк жизни философа, драматурга, ученого».

Александра Васильевича Сухово-Кобылина заслуженно считают одним из самых талантливых драматургов-сатириков, хотя его перу и принадлежат всего три пьесы - трилогия "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина".

Он стоит особняком в великолепной плеяде русских писателей ХIХ века. Философ, математик и драматург, он запомнился современникам дерзким, блестящим остроумием. Шумный успех его пьесы «Свадьба Кречинского» сменился полувековым забвением ее автора. Мятежный ХХ век воскресил трилогию драматурга, «неожиданно и чудно» соединившего в себе, по замечанию А.А.Блока «Островского с Лермонтовым».

Сухово-Кобылин принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1834--1838 гг. учился на физико-математическом отделении философского факультета Московского университета. В этот период дружил с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, К. С. Аксаковым, затем занимался философией в германских университетах (1838--1840), где навсегда стал поклонником Г. В. Ф. Гегеля (до конца жизни работал над переводами его произведений, пытался создать собственную философскую систему - рукописи не опубликованы).

Александр Васильевич с юных лет пристрастился к литературе и философии, однако обратиться к литературной деятельности его заставили трагические обстоятельства.

Несправедливое обвинение в убийстве женщины, которую он любил в течение многих лет, мучительная судейская волокита с вымогательством взяток, угрозой каторги и разорения, полное бессилие перед злоупотреблениями и шантажом – все это глубоко потрясло Сухово-Кобылина.

Его, то сажали в тюрьму, то снова выпускали. Вызывали на допросы, угрожали, убеждали, что положение его безнадежно – впереди каторга. В эти месяцы он и начал писать свою пьесу, которая потом станет одной из самый репертуарных в русском театре. Писал в тюрьме, как Сервантес своего «Дон-Кихота», от скуки по мотивам небольшой байки, ходившей тогда по городу. Позже она под названием «Свадьба Кречинского» получила большую известность и в советские времена была экранизирована.

Трилогия Сухово-Кобылина дает обобщающий сатирический образ современной автору русской жизни в трех ее разных аспектах и на трех логически связанных этапах: нравственное падение дворянства, вымирание правосудия, гибель личности, одержимой жаждой наживы и мести.

Сценическая судьба трилогии была осложнена цензурными мытарствами, выпавшими на долю "Дела" и "Смерти Тарелкина". "Дело" было запрещено ставить на сцене более двадцати лет. В 1882 г. в Малом театре шел сокращенный вариант под названием "Отжитое время", полностью пьеса была поставлена только после революции. "Смерть Тарелкина" была запрещена более тридцати лет и с искажениями под названием "Расплюевские веселые дни" шла в 1900 г. в Суворинском театре. В 1917 г. В. Э. Мейерхольд поставил все три пьесы именно как трилогию в Александрийском театре.

До января 1900 года Сухово-Кобылиным было написано много произведений, но они все не были изданы из-за суровой цензуры. Посреди этих произведений в бумагах Сухово-Кобылина был найден памфлет «Квартет», где драматург разоблачил чиновников, находящихся в поисках новых путей ради собственной наживы. Все произведения Сухово-Кобылина, посреди которых есть и неоконченные, хранятся и до настоящего времени в архивах. В 1902 году драматург был удостоен знатного звания «Академика по уровню роскошной словесности Русской Академии».

Александр Васильевич Сухово-Кобылин принадлежит к числу выдающихся деятелей российской литературы 2-ой половины ХIХ века. Драматургия сатирика занимает принципиальное место в истории российской литературы и театра, продолжая традиции Гоголя и Грибоедова. До сих пор к произведениям А.В.Сухово-Кобылина обращаются режиссеры ведущих театров и кино.

Много нового и интересного, по отзывам посетивших мероприятие читателей, узнали они о драматурге. Особенно им понравилась презентация о жизни и творчестве писателя, а также отрывки из спектаклей и кинофильмов, снятых по его произведениям.

 

Белинский В.Г. писал, что «в литературе бывают произведения основные, безотносительно важные, безусловно, прекрасные… Такие произведения не проигрывают, а выигрывают, от времени… Иногда бывает о них рано говорить, но никогда не поздно: они всегда новы, всегда свежи, всегда юны, всегда современны». Эти слова в полной мере могут быть отнесены к судьбе драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина.