Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города
Редакция СМИ сайта

по техническим вопросам,
связанным с работой сайта

Информация

Возрастное ограничение: 6+

Для прочтения прикрепленных файлов (*.pdf) можно использовать бесплатную программу Adobe Reader (~156МБ) или ее аналоги

Для извлечения прикрепленных файлов из архива (*.zip) можно использовать бесплатную программу 7-zip (~1.5 МБ) или ее аналоги

Для просмотра прикрепленных файлов (*.doc, *.xls, *.ppt, *.docx, *.xlsx, *.pptx) можно использовать бесплатную программу OpenOffice (~130 МБ) или ее аналоги

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Указанными регалиями обладает Юрий Леонидович Лукин - учитель русского языка и литературы Ивангородской школы №1 им. Н.П. Наумова, руководитель театральной студии “ИВАНГАРД”, которая в 2010 году отмечает свое 18-ти летие.

 
Разговор с Юрием Леонидовичем состоялся после премьеры спектакля «Рогоносцы» поставленного по мотивам произведений Леонида Андреева.
 

 
      В первой части спектакля мы видим у окна молодого чиновника 13-го класса Алексея Николаевича. Выбрав себе крайне ограниченную жизнь, этот человек доволен своим положением, ему по-своему хорошо, спокойно - он устроился у себя в комнате и в своей канцелярии. Вся сутолока жизни, весь ее шум, все ее тревоги идут мимо него, ему нет никакого дела до других людей с их скорбями и радостями, да им до него тоже дела нет. Но вот Наташа... Вроде его и тянет к влюбленной в него хорошенькой девушке. А как представит, что надо идти венчаться, да и дети могут пойти… Нет, лучше написать жалобу отцу девушке и обвинить Наталью в намерении стать женой его, столь «значительного» человека, по корыстным соображениям. А потом продолжать доживать он свой век "у окна", тихо, спокойно, лишь изредка содрогаясь при воспоминании о тех страшных опасностях, которых он благополучно избежал,  слышать как за стеной   Наташу «воспитывает» побоями новый муж Ванька Гусаренок да плачет младенец... 
 
 
           В финале этой части русский романс плавно переходит в мелодию неаполитанской песни, а декорации самым сказочным образом трансформируются: пейзаж с блеклого гобеленчика над кроватью Алексей Николаевича заполняет собою весь задник сцены, расцвечиваясь ярчайшими, режущими глаз своей пасторальной неправдоподобностью красками, перегородка между комнатами исчезает – образуется комната в псевдоитальянском стиле. Все остальные предметы тоже становятся слишком яркими, акцентировано неправдоподобными. И мы попадаем в сон русского чиновника 13 класса о солнечной Италии…
 
 
          На одном из маленьких островков Средиземного моря, где еще витают призраки веселых греческих богов, сохранился очень странный и необъяснимый обычай… Каждый муж, считающий себя обманутым женою, привязывает ко лбу бычьи, козлиные или иные рога и в сообществе с такими же рогоносцами в течение целого дня шатается веселой процессией по городку и тропинкам маленького острова. Самый день торжества обычно держится в тайне, но в один из первых больших церковных праздников, следующих за сбором винограда, весь островок вдруг наполняется громким пением, музыкой и криком…
       Бывало время, когда всего десятка два или три рогоносцев вяло таскались по острову, теряясь от малолюдства и скуки. Но случались и такие годы, что чуть ли не пол-острова убиралось рогами и производило неописуемый шум и гомон…
      Нам представилась возможность заглянуть в семью Типе и Розины и стать свидетелями позора жены и примирения супругов.
 
 
       Трагифарс в исполнении молодых актеров не оставил равнодушными зрителей. Благодарности, цветы, аплодисменты — всем этим щедро наградили участников действия сразу после последней реплики.
 
- Юрий Леонидович, для тех, кто не смог побывать в роли зрителей расскажите какие идеи стремился донести до читателей Л.Андреев?
- Лично для меня Андреев в такую схему вписывается: незаурядная заурядность героев, выдавленных суетной и безысходной действительностью на самый край бытия, почти сведенные к нулю, оказывается единственным условием  сохранения человечности. Человеческое в человеке все-таки до конца истребить нельзя, и именно на грани, пусть в чем-то мелочном и опять таки заурядном она обязательно себя проявит. Отсюда - свет в безнадежной тьме. "Рогоносцы" же - как сигнал, как, может быть, только художественно смоделированная ситуация, в которой разрешается  неразрешимое. Мужчина по определению не способен простить предательства. А у Андреева прощает. Через потрясающий перевертыш. И - прежде всего только благодаря нравственным началам человечности.
 
- Готовя сценарий спектакля, Вы соединили в одной постановке сразу два произведения рассказы “У окна” и “Рогоносцы”. Почему Вы остановили свой выбор на таких разных сюжетах?
- Так проявила себя только учительством мотивированная потребность - поклониться великим писателям. Довольно весомой частью репертуара “ИВАНГАРДА” стали просветительские спектакли - это "Рыцарь на час", " Конец Прекрасной эпохи", "Знаки кровоточия", "Пасынки птиц", "Ночь Франсуа Вийона", "Еще не раз Вы вспомните меня..." - пьесы о судьбе и по произведениям великих писателей и поэтов. "Рогоносцы" - из той же серии. Андреев для меня дорог именно тем, что у него при полной безнадежности существования всегда есть просветление к финалу и герои все же остаются людьми. Отсюда и соединение органично... Мы специально об этом не задумывались и ничего не планировали, но премьера 13 февраля оказалась  не случайной  накануне Валентинова дня и Прощеного Воскресенья. Наш спектакль - и о любви, и о прощении...
 
- Ивангородцы уже знают, что юные студийцы не ищут легких путей и все 19 спектаклей берутся за постановку произведений таких глубоких авторов, которые еще не каждый взрослый осмыслил. Вы не переживаете, что подростки не до конца понимают все хитросплетения сложных судеб героев пьес?
- Отнюдь! Наоборот... В процессе репетиций и происходит погружение в глубину... На самом деле - такой мощный дидактический заряд от пьесы, что я, зачастую сам тому удивляясь, смею утверждать: судьба у ребят меняется в лучшую сторону.
 
- Мне показалось, или в этом году были задействованы более молодые ребята, чем в предыдущих постановках? 
- А здесь традиционная беда, которая раз в 3-4года неизбежна: смена состава. Проблема в том, что, в отличие от ранешних времен, желающие попасть в драмкружок в очередь не становятся – это не КВН и не Камеди-клаб. И в последние пять лет по определенным причинам у меня учеников, из числа которых прежде основная масса набиралась, одаренных и желающих я что-то рядом не вижу. Из "стареньких" пришлось двоих отчислить - за отсутствие понимания понятия дисциплина, пять человек по возрасту и по семейным обстоятельствам отчислились сами. В начале у меня вообще одна Дарья Владимирова собственно одна и оставалась. Потом братья Глумовы подтянулись - они у меня с 2005 года. Три года на "скамейке запасных" ждали своего часа. Дебютанты в этом году- Даша Вожакова, Демин Дмитрий, Соколова Татьяна. Бурчалкина Нелли у нас второй год, но для этого спектакля роли для нее, кроме как одна реплика в массовке, не нашлось. На этот раз состав действительно более молодой, чем обычно, но это уже стратегия - чтобы на два-три года хватило. Боюсь, новая смена состава будет вообще невозможна. Судя по печальному опыту сентября, когда я объявил, что начинаю набор в младшую группу, где готов был конкретно по методике театральных студий работать, то есть в свете последних разработок З.Корогодского и по системе Станиславского, - объявилось два человека...
 
- Чем еще “Рогоносцы” отличались от предыдущих работ студии?
- Это был первый спектакль действительно режиссерский и актерский, а не "говорящие головы", проговаривающие текст. Почти все мизансцены получились, как задумывалось, ребята играли без расколов и ляпов. Именно что играли: чувства изображались, а не переживались, как это было на спектакле "Мое облако - справа". Здесь ребятишкам - особый почет. В детском театре есть главная опасность. То, на чем основана профессия актера,  на погружение в роль, - у нас недопустимо.  Нельзя погружать в роль ребенка так, чтобы он не смог потом из нее выйти. И здесь все в порядке. Специально неделю после спектакля к студийцам в школе приглядывался - ничего страшного,  бегают  по школе обыкновенными девятиклассниками и восьмиклассниками.
     
- Все ли свои способности Вы можете реализовать будучи педагогом или какие-то еще ждут своего часа?
- Будучи педагогом, я и МОГУ реализовать свои возможности. В качестве режиссера и драматурга с умеренным (увы!) талантом.
 
- Сколько лет вы являетесь педагогом и что за эти годы удалось добавить в копилку явных успехов?
- В школе 26 лет. В 2007 году очередной раз подтвердил Высшую квалификационную категорию. Написал несколько теоретических и методических работ о преподавании литературы в старших классах, из которых на сегодняшний день пять опубликованы в газетах и журналах: «Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты…»; «Конспект урока по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?», «Трагедия Свидригайлова», «Когда любовь охватит нас…», «Русский человек в его развитии – Павел Иванович Чичиков».
     Есть повод гордиться своими учениками – и особенно теми, кто жизнь свою связал с филологическими профессиями. Это журналист Проскурнина Анна, преподаватели и учителя Зыкова Елена, Хорева Алевтина, Семенова Олеся, Сажин Андрей, Арефьева Ульяна и др.
 
-         Как давно вы пишете?
- С детства, но до долгое время чем-то серьезным свое творчество не считал. Пьесы пошли от необходимости: нужно было в рамках профессии активизировать интерес учащихся к предмету – и я организовал театральную студию «ИВАНГАРД». А поскольку дилетантизм я всегда считал синонимом творческой несостоятельности, пришлось дилетантизм (свой, как режиссера; учеников, как артистов) возводить в принцип существования, представляя «ИВАНГАРД» студией театрального абсурда, каковой она была до 1999 года. Но за восемнадцать лет и дилетант может чему-то научиться. Пьесу «День рождения Волшебника», написанную в 1999 году, я посчитал написанной вполне профессионально. Впрочем, как и почти все, написанные позже. Часть сценариев опубликована в журнале «Литература в школе» и в репертуарных сборниках «Я вхожу в мир искусств». Пьеса «Мое облако – справа» стала дипломантом «Всероссийского конкурса пьес для ТЮМа -2009г.» и анонсирована в издательских планах журнала «Мир детского театра».
- Как режиссер Вы продолжаете повышать свою квалификацию?
- Дважды - с 14 по 20 ноября 2008 г. и с 1 по 7 ноября 2009г. принимал участие в Режиссерской творческой лаборатории для руководителей школьных театральных коллективов в рамках Московского всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма». Это подтверждено весьма весомыми, на мой взгляд, удостоверениями, теперь я официально имею право заниматься театральной самодеятельностью.
- Основывая в 1992 году театральную студию "Ивангард", Вы предполагали, что её известность выйдет за пределы не только Ивангорода, но и Ленинградской области а в 2010 году она отметит свое совершеннолетие?
- Не думал и не задумывался... У моих студийцев вообще предмет для шуток - это когда я после очередного спектакля объявляю о закрытии студии... И не могу - именно актеры и держат. Тут не столько режиссерское, сколько учительское: просто вижу, как после “ИВАНГАРДА” у многих в лучшую сторону биография меняется.
 
- Когда появилось Творческое объединение Лукин и Компания? Какие задачи ставят перед собой "компаньоны"?
- Это очередная находка студийцев. В году примерно 1995 на одной из афиш ребятишки этот прописали слоган  «т.о. Л. И Кº» - вот и пошло... Ну а насчет задач… Кто-то пьесы пишет, кто-то информационную поддержку обеспечивает, кто-то организует съемку и монтаж видеофильмов... Все жду, когда кто-нибудь в в щедрые спонсоры пробьется…
 
- Где сейчас официально "закреплена" студия? Какую помощь вы получаете, а какой не хватает для творческого процесса?
- Больной вопрос. Сейчас - официально в ИЦВР. Помощь - в рамках возможностей Ивангородского центра внешкольной работы. Очень обязан родной первой Ивангородской школе — здесь никогда нам не отказывали и во всех наших начинаниях в меру сил поддерживали. Никогда не пойду ни в какую структуру, заранее предполагая услышать фразу "В виду отсутствия должного финансирования..." Чтобы лица не терять. Тут по формуле “Кто-то находит возможности, а кто-то ищет оправдания”...
 
- Руководство студией - подспорье в деле практического донесения знаний до детей или это отдельное направление требующее вложения времени, сил и средств?
-          И то, и другое.
 
- Юрий Леонидович, если можно немного о Вашей творческо-педагогической семье. Как вы помогаете друг другу в реализации своих замыслов?
-         Семья - это наше все. Это святое! Понятно, что не будь у меня такой семьи, какая есть, и в рамках театральной деятельности ничего этого бы не было.
 
Фото со спектакля «Рогоносцы» смотрите здесь: http://vkontakte.ru/album-357413_104891237
 
Мария Куделина
фото автора

 

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!