18 мая - день особенный, потому что сложно переоценить значение музеев в культурной и социальной жизни любого народа. Сколько бы всего было утрачено, о скольком бы мы не узнали вообще, если бы не они!
Нашему городу повезло особенно. У нас есть крепость – уникальный памятник архитектуры под открытым небом. Да и сам Ивангородский музей, который 30 мая отпразднует 30-летний юбилей, не менее уникален.
- Давно замечено, что историю делают люди замечательные, - рассказывает главный хранитель Ивангородского музея Ирина Миронова. - И нам тоже 30 лет назад повезло с таким замечательным человеком – приемным сыном выдающегося художника Ивана Яковлевича Билибина. Мстислав Николаевич Потоцкий... В международный день музеев, в канун юбилея нашего музея, мне особенно хочется вспомнить его имя. Он был человеком бескорыстным, человеком, чья профессия была далека от искусства, но та особая среда, в которой вырос Мстислав Николаевич, наложила свой отпечаток на его судьбу. Именно он стал основателем нашего музея, его первым дарителем. И именно таким дарителям, меценатам, в основном и обязан музей своим существованием.
30 мая 1980 года были открыты первые три зала, в которых разместилось около 80-ти работ, подаренных Мстиславом Николаевичем Потоцким. Это - уникальные работы, созданные мастером в петербургский период, и в годы жизни в Египте и во Франции. И сегодня именно эти произведения являются основой нашей коллекции.
- Но ведь за 30-летний период работы музея его коллекции, наверное, значительно пополнились?
- И как я уже сказала, это всегда связано с какими-то интересными людьми. Согласитесь, что в последние годы найти что-то особенное достаточно сложно. Казалось бы, все, что можно уже поднято из глубин, и все что возможно, уже принесено в дар. Но, тем не менее, в конце 80-х в начале 90-х годов, один из сотрудников нашего музейного объединения (ДОМЛО) Всеволод Валентинович Абрамов вместе с директором Ивангородского музея Геннадием Александровичем Поповым обнаружили интересную коллекцию – огромный архив известной семьи Ольхиных. Павел Матвеевич Ольхин – один из крупнейших петербургских издателей, но его род начинался в Нарве. А так как тогда Нарва и Ивангород были одним целым, его корни связаны и с нашим городом. Благодаря потомку этого рода в пятом поколении - Константину Ольхину, совершенно уникальные документы и фотографии попали в наш музей.
- Что интересного удалось узнать из этого замечательного семейного архива?
- Во-первых, это вся родословная Ольхиных: открылась петербургская ветвь, потомком которой являлся как раз Константин Ольхин, и немецкая ветвь. А оттуда дорожки ведут в разные направления. Это и издательская деятельность, и такие великие писатели, как Достоевский. Это великие композиторы Мусоргский и Глинка – яркие представители музыкального объединения «Могучая кучка». Еще один интересный факт говорит о том, что Ольхин стал первооткрывателем в области цветной фотографии в России. Он вообще человеком был очень образованным, учился в Петербурге, Англии. Так что в недалеком будущем раздел, посвященный Ольхиным, обязательно будет представлен на большой краеведческой выставке, связанной с историей нашего города и с историей удивительных людей, потрудившихся на благо России. Имя Павла Матвеевича Ольхина, я думаю, займет достойное место рядом с именем барона Александра Людвиговича Штиглица, купца, почетного гражданина Ивангорода Ф.Я.Пантелеева, в доме которого сегодня находится наша Картинная галерея.
- Когда ивангородцы могут ожидать развернутой краеведческой выставки?
- Есть хорошие новости о предстоящей реконструкции музея. Те, кто посещает Ивангородскую крепость, могут видеть развалины нескольких зданий, которые напоминают о военном лихолетье. В прошлом году наша крепость, как федеральный памятник, участвовала в федеральной программе «Помощь крепостям». В результате удалось получить тендер и сейчас уже практически готов проект восстановления казармы. Это будет просто замечательно для музея, особенно для меня, как для главного хранителя, потому что в этом проекте предусмотрены и большие выставочные площади, и вместительные фондовые помещения. И того, и другого не хватает, как правило, даже в таких крупных государственных музеях, как Эрмитаж или Третьяковкая галерея. Обычно небольшой процент музейных предметов выставлен на показ зрителей, все остальное хранится в фондах. И очень хочется надеяться, что к 2014 году, как намечено, этим планам суждено будет сбыться, и никакие экономические кризисы этому не помешают. А жители и гости нашего города смогут посетить музей на территории памятника архитектуры Ивангородской крепости!
Здесь-то и найдет свое место краеведческая экспозиция, которую предполагается назвать «Ивангород в прошлом и настоящем». Ведь история Ивангорода связана еще с 7-м тысячелетием до нашей эры, когда здесь появились первые поселенцы – предки народов Балтии. В доперестроечное время очень активно велись археологические раскопки, так что нам есть, что показать. А Северная война? А Ливонская война? А Великая Отечественная война? А накопленный материал, который связан с бытовой жизнью людей XVIII-XIX веков? Я уже не говорю о советском периоде, когда работали все предприятия, и маленький Ивангород считался одним из мощнейших городов Ленинградской области по промышленному производству.
- А как-то поучаствовал Ивангородский музей в праздновании 65-летия Великой Победы?
- 2010 год – особенный, и мы знаем, как торжественно отпраздновали горожане День победы. В Ивангороде фашисты стояли четыре года. Когда была снята блокада Ленинграда и освобожден Кингисепп, здесь шли страшные бои. Город был практически разрушен. Мы решили открыть выставку, посвященную 65-летию Великой победы. Она построена на материалах музея и охватывает весь период войны. И те отзывы, которые оставляют наши посетители об этой выставке, очень восторженные и благодарные.
- Удается ли Ивангородскому музею обзаводиться новым оборудованием, решать иные материальные вопросы?
- Так как мы являемся филиалом ЛОГУК «Музейное агентство», помощь идет в первую очередь оттуда. Фонды, что радостно, действительно пополнились новым оборудованием. Мы получили металлические драйверы для хранения графики, фотографий, рукописей. Сейчас решается вопрос о том, чтобы приобрести специальную пленку, которая будет защищать в первую очередь произведения графики, фотодокументы, наиболее чувствительные и подверженные разрушениям. Это даст возможность выставлять графические работы без опасения, что они пострадают от проникновения через окна солнечного света.
Сейчас мы работаем на новом печатном оборудовании, а возможность работать в новой компьютерной музейной программе «КАМИС», которая закольцовывает в общую систему все музеи агентства Ленинградской области, что дает совершенно потрясающие возможности в области музейной практики, обмену информацией.
Также хочется обратить внимание, что теперь в нашем музее есть ТВ-киоск, который позволяет посетителям музея увидеть информацию о предыдущих мероприятиях, а также ознакомиться с анонсами на будущее. Кроме того, здесь можно получить информацию об исторических достопримечательностях нашего города.
- Я сейчас подумала, что неплохо было бы создать уже компьютерную игру с привязкой к нашей местности, к нашей крепости, к нашей истории.
- Думаю, мы это сделаем, потому что такая идея уже есть. Вообще направление, о котором вы говорите, называется музейной педагогикой. Крупные музеи его активно развивают. В Русском музее, например, работает целый отдел. К сожалению, сейчас нелегкая ситуация. Кадровый состав музеев не расширяется, а наоборот, сокращается. Экономика отражается на всем. Но, тем не менее, программа нами пишется. Я думаю, что в ее воплощении нам помогут и Центр устойчивого развития, и Центр информационных технологий.
В заключении нашей беседы Ирина Миронова еще раз выразила благодарность музейному агентству за содействие по сохранению музейных фондов. Потому что музей без фондов - это не музей. Если исследовательская работа, которая порой занимает годы, но дает потрясающие результаты, прекратится, музей превратится просто в выставочный салон.
Елена Силкова