Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города
Редакция СМИ сайта

по техническим вопросам,
связанным с работой сайта

Информация

Возрастное ограничение: 6+

Для прочтения прикрепленных файлов (*.pdf) можно использовать бесплатную программу Adobe Reader (~156МБ) или ее аналоги

Для извлечения прикрепленных файлов из архива (*.zip) можно использовать бесплатную программу 7-zip (~1.5 МБ) или ее аналоги

Для просмотра прикрепленных файлов (*.doc, *.xls, *.ppt, *.docx, *.xlsx, *.pptx) можно использовать бесплатную программу OpenOffice (~130 МБ) или ее аналоги

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

К 60-летию со дня окончания судебного процесса над главными немецкими военными преступниками

30 сентября 1946 года зал старинного Дворца правосудия в германском городе Нюрнберге был переполнен. Международный суд закончил свою работу. В совещательной комнате приговор написан и подписан всеми судьями – членами Трибунала. Первый в истории человечества международный судебный процесс над руководителями государства-агрессора проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года с участием судей и прокуроров США, СССР, Великобритании и Франции. Характеризуя отличительные особенности этого процесса, главный обвинитель от Советского Союза Р.А.Руденко (в то время он был прокурором Украинской ССР, а затем стал Генеральным Прокурором СССР) указал в своей речи, что это первый случай, когда перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством, и сделавшие самое государство орудием своих чудовищных преступлений.

1 октября судьи Трибунала, сменяя друг друга, закончили оглашение приговора тем, что называется формулами индивидуальной ответственности каждого из подсудимых. Кого же судили в Нюрнберге? Суду было предано 24 преступника, входивших в правящую нацистскую клику. Боязнь справедливого возмездия заставила покончить самоубийством Гитлера, Гиммлера, Геббельса еще до суда. Эта же боязнь привела к самоубийству уже в камере нюрнбергской тюрьмы одного из руководителей нацистской партии Лея. Парализовало Круппа – крупнейшего магната, организатора перевооружения Германии, поэтому дело в отношении его было выделено в отдельное производство. Один из партайфюреров Борман находился в розыске и в соответствии со ст.12 Устава Трибунала его судили заочно. На скамье подсудимых 21 преступник. "Нацист № 2" – рейхмаршал Геринг принял яд после оглашения ему смертного приговора.

Приговорены к смертной казни через повешение 12 – Геринг, министр иностранных дел Риббентроп, министр по делам восточных оккупированных террирорий Розенберг, организатор еврейских погромов и идеолог антисемитизма Штрейхер, министр юстиции и наместник в Польше Франк, министр внутренних дел и наместник в Чехии Фрик, фельдмаршал Кейтель, начальник главного управления безопасности Кальтенбруннер, работорговец Заукель, генерал-полковник Иодль, наместник в Австрии и в Нидерландах Зейсс-Инкварт и фактический заместитель Гитлера по партии Борман (заочно). К различным срокам тюремного заключения осуждены 7 преступников. Трибунал оправдал трех – посла Папена, советника по вопросам экономики и финансов Шахта и начальника отдела министерства пропаганды Фриче.

Еще в дни работы трибунала да и в наше время раздаются голоса отдельных сердобольных защитников нацизма о том, что нюрнбергский процесс был якобы так называемым "судом победителей", что он не демократичен и не объективен. Так ли это? Внимательное и беспристрастное ознакомление со структурой организации Трибунала и методами его работы свидетельствуют о том, что судебный процесс был проведен в соответствии с общепринятыми процессуальными нормами правосудия. Реально обеспечивалось предоставление обвиняемым права на защиту путем свободного выбора адвокатов, гарантии удовлетворения ходатайств сторон, действовала гласность судебных заседаний с использованием национального языка подсудимых. О демократичности в отправлении правосудия свидетельствует наличие трех оправданных.

Законно возникает вопрос, на основании каких правоустанавливающих документов, международно-правовых норм привлекли к уголовной ответственности заправил нацистской Германии, ведь международного уголовного кодекса не существует. Не могли помочь в предъявлении обвинений библейские заповеди, правовые нормы античного Рима, трактат, изданный в 1625 году в период так называемой Тридцатилетней войны в Европе (1618–1648). Трактат назывался "О праве войны и мира", его автор "отец международного права" Гуго Гроций дал следующие названия отдельным главам своей книги: "Может ли война когда-либо быть справедлива?", "Кто ведет войны надлежащим образом?". В полной мере нельзя было пользоваться устаревшими положениями Гаагской и Женевской международными конвенциями. Необходимы были новые международные законы. Во время Второй мировой войны видными юристами СССР, США и Великобритании были разработаны международно-правовые нормы об уголовной ответственности за преступления против человечества. По вопросу об ответственности нацистских руководителей за эти преступления 30 октября 1943 года в Москве приняли специальную Декларацию, которая была подписана СССР, США и Великобританией. Международный военный трибунал был создан 8 августа 1945 года Лондонским соглашением этих же держав и Францией. Классификация преступлений содержится в Уставе Международного военного Трибунала:

А) Преступления против мира – подготовка и проведение агрессивных войн c нарушением норм международного права;

Б) Военные преступления – нарушение законов и обычаев войны, убийства и истязания мирного населения, военнопленных, заложников, ограбление общественной или частной собственности и др. преступления;

В) Преступления против человечности – убийства и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

В соответствии с выработанными положениями Международный военный трибунал в Нюрнберге обсудил и дал правовую оценку ряду организаций, действовавших в фашистской Германии. Трибунал в своем приговоре признал преступными организациями: руководящий состав нацистской партии (ограничив круг должностных лиц и партийных организаций, примыкавших к партийному руководству), охранные отряды – СС (общие, войска и эсэсовцев любого рода полицейских служб), службу безопасности – СД, тайную государственную полицию – гестапо. Несмотря на заявления всех обвинителей в процессе, Трибунал не вынес решения о признании преступными организациями: правительственного кабинета Германии, генерального штаба, верховного командования – ОКВ и штурмовых отрядов нацистской партии – СА. Член Трибунала от СССР генерал-майор юстиции И.Т.Никитченко в своем особом мнении аргументировал свое несогласие с оправданием трех подсудимых и непризнанием преступными ряда организаций. Особое мнение судьи Никитченко было оглашено и приобщено к приговору.

Судебный процесс в Нюрнберге изобиловал многими эпизодами, имевшими не только правовое значение, но и оказывавшими глубокое эмоциональное воздействие на участников процесса и присуствующих в зале суда. Нельзя было без слез и волнения слушать показания уцелевших узников гитлеровских лагерей смерти, слышать о методах уничтожения невинно убиенных миллионов евреев, смотреть немецкие документальные кинокадры о работе газовых камер, видеть абажуры из человеческой кожи. Руководитель советского секретариата Трибунала майор юстиции А.И.Полторак в своей интересной книге "Нюрнбергский эпилог" писал: "Память моя хорошо сохранила также один по-своему драматический эпизод, связанный с допросом свидетеля Паулюса. (фельдмаршал Паулюс попал в плен в Сталинграде, будучи командующим 6-й армией – А.Т.). Паулюс был тем человеком, который досконально знал все, что касалось подготовки гитлеровской агрессии против СССР... Будучи заместителем начальника германского генерального штаба, он лично участвовал в разработке "плана Барбаросса" (план нападения на Советский Союз – А.Т.). Не удивительно, что защитники гурьбой бросились с протестом к суду, когда советский обвинитель пытался огласить показания, данные Паулюсом в Москве. Защита требовала доставки этого свидетеля в Нюрнберг и почему-то была уверена, что Р.А.Руденко не отважится на такой шаг". Главный обвинитель от СССР Р.А.Руденко заявил, что ему достаточно пяти минут для доставки свидетеля Паулюса. Заранее предвидя обструкцию со стороны адвокатов, советское обвинение заблаговременно доставило Паулюса в апартаменты советской делегации в Нюрнберге. Услышав слова советского обвинителя, адвокаты стали отказываться от своего ходатайства. Но председательствующий лорд Лоуренс был неумолим: ходатайство заявлено, удовлетворено и оно должно быть исполнено. В черном штатском костюме, очень бледный, Паулюс появился в суде, как призрак из прошлого, как символ небывалой катастрофы германской армии. Он опроверг миф о превентивном характере нападения Германии на Советский Союз и пояснил, что работал над планом войны с сентября 1940 года и что вторжение вермахта было заранее запланированной и ничем не спровоцированной агрессией. Эти показания Паулюса были ударом для всей немецкой защиты и поэтому его пытались скомпрометировать. С этой целью ему задали вопрос: в какой советской военной академии он преподает? Вопрос был провокационным. Если он преподает в советской военной академии, значит он платный агент Кремля и его показаниям нельзя верить. Паулюс ответил, что сам результат войны говорит о том, что ему нечему было учить советских военачальников.

Нюрнбергский процесс сыграл большую роль в прогрессивном развитии современного международного права и его принципов о соблюдении мира и основных прав человека. Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1946 года провозгласила, что принципы нюрнбергского правосудия являются составной частью действующего международного права. Затем она приняла ряд конвенций, которые развивают эти принципы (о предотвращении геноцида и наказании за него, против пыток и других жестокостей, о неприменении сроков давности к военным преступлениям и к преступлениям против человечества и др.). На основании принципов нюрнбергского правосудия был создан международный военный Трибунал, который в Токио рассмотрел дело и осудил главных японских военных преступников. Национальными судами были осуждены наместник Гитлера на Украине Кох, начальник еврейского отдела гестапо Эйхман, коменданты лагерей смерти, руководители карательных частей СС и другие палачи рангом пониже. Совет Безопасности ООН 25 мая 1993 года решил реанимировать международное уголовное правосудие и создал международный трибунал для рассмотрения дел о совершении военных преступлений на территории бывшей Югославии. При нынешних черепашьих темпах рассмотрения этих уголовных дел и с учетом некоторых других факторов не исключено, что подсудимые, подобно Милошевичу, будут умирать от естественных причин (возраст, болезни) и трибуналу на протяжении нынешнего столетия придется выносить не приговоры, а принимать постановления о прекращении дел за смертью субъекта преступления и изменения обстановки.

Уже многие годы нас призывают проявить милосердие и забыть прошлые ужасы войны. А если "пепел миллионов Клаасов стучит в моем сердце"? Забыть прошлое – значит простить и тогда оно может повторится и все вернется на круги своя. Трава забвения вырастает на могилах истории. И это опасный симптом, несущий предостережение будущему. История нацизма для молодого поколения сжата до нескольких абзацев в школьных учебниках. Уходят от нас живые свидетели и жертвы той трагедии и вместе с ними уходит в прошлое и правда.

Именно поэтому впору вспомнить вещие слова Главного обвинителя от США в Нюрнберге члена Верховного Суда США Роберта Джексона, который в своей обвинительной речи сказал: – Преступления, которые мы стремимся осудить и наказать, столь преднамеренны, злостны и имеют столь разрушительные последствия, что цивилизация не может потерпеть, чтобы их игнорировали, так как она погибнет, если они повторятся.

 

Информация подготовлена с использованием статьи

Аркадия Тененбаум «Нюрнберг - суд народов»

опубликованной в журнале «Слово\Word» 2007, 54

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!